Краткая история фанеры в 10 предметах
Краткая история фанеры в 10 предметах
История фанеры – это история современного мира. Совмещая в себе легкость, прочность и гибкость, этот материал, как и его история, отражает социальные, технологические и стилистические изменения, произошедшие за последние 170 лет. Совершите путешествие по истории десяти важнейших объектов из фанеры – от шины для ноги до самого быстрого самолета Второй мировой войны, от Антарктики до лесов Финляндии, от ручной работы до цифровой нарезки.
Это помогает создать материал, который одновременно прочнее и гибче цельной древесины. Эта технология использовалась достаточно давно – с начала 2600-х годов до н.э. в Египте, но в промышленных масштабах фанера начала использоваться с 1850-х.
Сейчас появилась специальная легкая фанера -из тополя, которая 2 раза легче обычной фанеры.
Для специальных дизайнерских задач есть гибкая фанера сейба, которая нашла уже широкое применение в интерьерном дизайне.
Кресло из фанеры Белтера, примерно 1860 год
Кресло (вид спереди и сзади), вероятно изготовлено и разработано Джоном Генри Белтером, примерно в 1860 году, в Нью-Йорке. Находится в Музее Виктории и Альберта, в Лондоне.
Всегда считалось, что работа с фанерой предусматривает изготовление изделий с плоскими поверхностями. Но не в этом случае. В промежутке между 1850 и 1890 годами формованная фанера была самым распространенным для использования материалом, что стимулировало инновации в ее использовании.
Спинка этого кресла, которое было создано примерно в 1860-е, как ни удивительно сделана из формованной фанеры. Она была изготовлена по технологии, которая была запатентована в 1858 году в Нью-Йорке Джоном Генри Белтером. Ее внедрение ускорило процесс производства мебели и снизило его стоимость, потому что спинки кресел могли производится партией по восемь штук, при использовании одного и того же шаблона.
Надземная железная дорога из фанеры, 1867 год
Иллюстрация: полномасштабный макет приподнятой железной дороги из фанеры, представленный на Ярмарке Американского Института 1867 года в Нью-Йорке. Находится в Музее Виктории и Альберта, в Лондоне.
В течение 19 века дизайнеры и инженеры пытались найти решение проблем, связанных с ситуацией на переполненных и хаотичных улицах городов. В 1863 году в Лондоне была открыта первая подземная железная дорога, это был настоящий инженерный прорыв, но и у него были минусы - во-первых, строить под землей было дорого, во-вторых, качество воздуха в туннелях было ужасным. Но этот шаг помог уменьшить загруженность улиц, поэтому вскоре и другие города начали экспериментировать, внедряя свои типы железных дорог.
В 1867 году на Ярмарке Американского Института был представлен макет надземной железной дороги, 107 футов в длину и сделанной целиком из фанеры. 75 000 человек смогли прокатится на этом экстраординарном поезде, приводимом в движение гигантскими пропеллерами. Разработчик этого транспорта, Альфред И. Бич, надеялся, что такие дороги будут устанавливать по всему городу, на отдельных столбах или прикрепляя к стенам зданий. Фанера, благодаря легкости и прочности, стала более дешевой альтернативой подземной дороге, построенной из чугуна.
Обложка и переплет для книги «Полярное сияние», 1908
Слева направо: «Полярное сияние», книга, написанная, проиллюстрированная и выпущенная членами экипажа Британской Антарктической экспедиции (в 1907-1909 годах). Репродукция книги, созданная с разрешения Управления Колледжа в Дульвитче. Фотографии выставлены в Музее Виктории и Альберта, в Лондоне. Фотография – исследователи достают из-под льда фанерные упаковки, 1908 год, Антарктика. Фотографии принадлежат Библиотеке штата Новый Южный Уэльс, Австралия.
Лишь в 1880-х годах началось масштабное производство фанеры. Российская мануфактура А.М. Лютера производила фанеру в огромных количествах, а самыми успешными продуктами их производства из этого материала были сундучки для чая и упаковочные коробки.
Эти упаковочные коробки из фанеры получили особую известность благодаря их использованию в антарктической экспедиции Эрнеста Шеклтона 1907 - 09 гг. Участникам экспедиции понадобилось более 2500 коробок для перевозки провизии и оборудования. Фанера была выбрана из-за ее легкого веса и прочности. Упаковка могла выдержать ужасные погодные условия, характерные для Антарктики, например, если бы их занесло снегом и льдом. В последствии их будут повторно использовать для изготовления предметов быта в экспедиции и переплета для первой книги, написанной, проиллюстрированной, отпечатанной и переплетённой в Антарктике – «Полярный свет». Как ни удивительно, но Шеклтон взял с собой в экспедицию печатный станок, чтобы ему и его команде было чем заняться во время полярной ночи.
Каноэ из фанеры фирмы Haskell , 1917 год
Слева направо: Каноэ, произведенное компанией HaskellBoatCompany, Ладингтнон, штат Мичиган, дизайн создан в 1917 году, произведено каноэ было в 1930 году. Экспонат Музея Виктории и Альберта в Лондоне; Рекламная брошюра каноэ фирмы Haskell, примерно 1930й год. Экспонат Музея Виктории и Альберта в Лондоне.
Каноэ подобные этому производились американской компанией Haskell(позже Haskelite), начиная с 1917 года, и продавались в огромном количестве. Их изготавливали путем формовки одного большого листа фанеры, после чего каноэ покрывали водостойким клеем, разработанным в компании. Каноэ были очень легкими, их вес не превышал 27 кг, несмотря на это они были очень прочными.
Рекламная кампания Хаскелл фокусировалась на прочности и долговечности каноэ. Рекламные брошюры демонстрировали, что оно может выдержать «семерых взрослых людей, каноэ выполнено из шестифутового куска дубовой фанеры 12х12 дюймов, оно не затонуло, даже когда его заполнили влажным песком, общей массой в 1551 кг или 3420 фунтов, а также оно выдерживало падение со второго этажа фабричных помещений».
Позднее компания Haskell использовала свой опыт в формовке фанеры и производстве водостойких клеев при изготовлении фанерных самолетов и других транспортных средств.
Кресло из фанеры Паймио, 1932
Кресло, дизайн разработна Алваром Аалто, 1932 год, Финляндия. Экспонат Музея Алвара Аалто. Фотография выставлена в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.
С 1920-х архитекторы и дизайнеры начали исследовать возможность придавать фанере изогнутые формы. Так же материал был интересен тем, что он подходил для массового производства на фабриках, поэтому он стал символом новой эры машинного производства.
Дизайн этого кресла был создан финским архитектором Алваром Аалто специально для санатория для больных туберкулезом в Паймио, Финляндия, он изготовил его на небольшой фабрике. Тонкое, легкое и изогнутое сидение зажато между двумя рамками, что создает впечатление будто сидение парит в воздухе.
В 1933 году эта же фабрика начала производить эти стулья для продажи, как и другую мебель, созданную Аалто. Его мебель большими партиями поставлялась в Великобританию и США, что позволило вдохновить других дизайнеров на подобное инновационное использование фанеры.
Дома из фанеры влагостойкой 1937
Дом в реальную величину, построен в 1937 году на выставке домов Мэдисон, чтобы продемонстрировать возможности производства заготовленных деталей Лаборатории лесных товаров. Фотография является собственностью Лаборатории лесных товаров Департамента Агрокультуры США.
С 1930-х годов в США стремились создавать дешевые дома, составные части которых изготавливались бы на фабриках. Причиной для этого была массовая безработица, низкий уровень дохода домохозяйств и необходимость сокращение стоимости домов во время Великой депрессии.
Конструкции сборных домов были ориентированы на быстрое изготовление и легкую разборку. Фанера идеально подходила для стандартных, легких панельных систем, которые могли быть изготовлены на заводе и собраны на месте. Изобретение синтетических клеев в середине 1930-х годов также означало, что производители фанеры могли производить новые водостойкие типы материала, идеально подходящие для наружного применения.
Во время депрессии ЛЛТ опубликовало схемы по производству экспериментальных деревянных домов, составные части которых изготавливались бы на фабрике, а сбор производился бы на месте. В 1936 на выставке домов в Мэдисоне был построен образец для демонстрации. 12 000 посетителей смогли увидеть полностью законченный дом. Их поразило, что детали дома были произведены на фабрике, и его могли собрать 7 мужчин в течение 21 часа.
Автомобиль из фанеры DKW, 1938
Машина в разрезе (модель F7), разработана и произведена DKW, Германия, дизайн создан в 1937 году, произведен автомобиль в 1938. Коллекция Немецкого музея в Мюнхене. Фотография выставлена в Музее Виктории и Альберта, Лондон.
В течение всего 20 века архитекторы и дизайнеры экспериментировали, пытаясь создать транспортное средство из фанеры. Обычно она прочнее, легче и эластичнее, чем металл, поэтому ее использовали для изготовления корпусов автомобилей, колясок и фургонов. Использование фанеры в производстве машин было вдохновлено работой с этим материалом в авиастроении и изготовлении лодок, многие компании работали сразу в нескольких областях. Французский предприниматель Жорж Леви, например, производил коляски из фанеры и гидропланы, а именно их поплавки, которые очень похожи на коляски по форме.
С 1928 года немецкая компания DKW использовала формованную фанеру для производства корпусов их доступных семейных автомобилей. Борясь с предубеждением о том, что фанера менее надежна, чем металл, DKW подчеркивала ее уникальные свойства - прочность и устойчивость к нагрузкам, легкость в ремонте, а еще благодаря лучшей подвеске, такие автомобиле были тише на дорогах.
Реклама DKWдемонстрировала рабочих, балансирующих на листе фанеры, установленном на крыше их автомобиля. Этим подчеркивалась прочность фанеры, ее надежность и современность.
Бомбардировщик Москито, 1941 год
Британский де Хевилленд Москито ,1941 год. Экспонат музея ВВС Хевиленд
Самое значимое применение фанеры пришлось на период 1910-1945 годов, ее использовали, как материал для производства самолетов. Ее прочность и легкость позволили создать самолеты, которые произвели настоящую революцию. В начале 1910-х эксперименты с формовкой фанеры позволили создать закрытый фюзеляж обтекаемой формы. Эти раковины из формованной фанеры были известны как «монокок», они были достаточно крепкими, чтобы поддерживать себя самостоятельно, это означало, что внутри самолета не нужно было строить дополнительных конструкций. Именно этот революционный фюзеляж, «монокок», в будущем стал стандартом в строении самолетов.
Британский де Хевилэнд Москито (DH-98) был самым быстрым и высоко летающим самолетом Второй Мировой войны.Его фюзеляж из формованного фанерного монокока делал его легким и достаточно быстрым, чтобы летать без защитного оружия. Министерство авиации первоначально хотело ввести в эксплуатацию металлический самолет. Но Де Хэвилленд убедил их опробовать Москитто, как недорогой вариант, который можно производить относительно дешево, используя работников деревообрабатывающих и мебельных фабрик в Великобритании, Австралии и Канаде.
Работы Чарльза и Рэй Имз, 1940-е годы.
Слева направо: Шина для ноги, дизайн разработан Чарльзом и Рэй Имз, в 1941 – 42. Экспонат собственность EamesOffice, LLC(eamesoffice.com). Фотографии представлены в Музее Виктории и Альберта, Лондон; Стул DCM, дизайн разработан Чарльзом и Рэй Имз, в 1945 годк, произведен в 1947. Экспонат собственность EamesOffice, LLC(eamesoffice.com). Фотографии представлены в Музее Виктории и Альберта, Лондон.
Американские дизайнеры Чарльз и Рэй Имз экспериментировали с фанерой во время Второй Мировой войны, разрабатывая методы придания материалу округлых форм. В 1942 году они разработали легкую шину для ноги из формованной фанеры для ВМС США. Позже они стали изготавливать фанерные детали для самолетов.
Дизайн их стула DCM (dining chair metal– металлический обеденный стул) с трехмерным формованным сидением был вдохновлен их работами в военное время. Этот стул повлиял на работу многих дизайнеров второй половины 20го века, его копировали и ему подражали по всему миру. Однажды британский дизайнер Робин Дэй сказал: «У каждого дизайнера, которого я знал, было изображение стула Имзов, приколотое над рабочим столом».
Лодки из фанеры Mirror, 1960-е
Гонка лодок Mirror, Британия, 1960е. Фотографии принадлежат Грэму Партриджу
В 1950-х и 1960-х был настоящий бум самодельных вещей. Фанера была отличным выбором для тех, кто хотел что-то сделать дома. Этот материал легко формовать, для работы не требовалось сложных приспособлений, новичку было легко с ним работать, а такой вид хобби отлично вписался в послевоенную жизнь.
Лодки Mirror чаще всего изготавливали из судостроительной фанеры, они до сих пор остаются одними из самых популярных лодок 20-го и 21-го века. Их продавали, как набор деталей, для самостоятельной сборки дома, они были широко распространены на рынке, и их просто обожали начинающие яхтсмены. Для сбора использовался метод «Стежки и клей», в котором фанерные панели соединялись петлями из медной проволоки, пропущенной через просверленные отверстия. Именно это делало работу такой простой для новичков.
В рамках системы распределенного производства их конструкции могут быть загружены в любую точку мира для резки на фрезерном станке с ЧПУ - станке с компьютерным управлением, который режет вращающимся сверлом, называемым концевой фрезой. Отдельные лица могут сами изготовить мебель или связаться с местными производителями для этого.